Кто должен устанавливать счетчики на воду в квартире по закону (муниципальной, новостройке и т.д.), имеет ли на это право собственник?
5/5 (5)
Сохранение природных ресурсов – нормальная практика в цивилизованных странах. Счетчики на воду устанавливают граждане с целью подсчета потребления водных запасов.
Правила и условия установки в России содержит ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».
В Российской Федерации пока еще не наказывают за игнорирование требования о счетчиках – к нарушителям применяются средние тарифы для подсчета количества потраченной горячей и холодной воды. Счет за воду в итоге становится больше, чем по счетчикам.
Счетчики устанавливаются ответственной организацией в течение месяца с момента обращения заинтересованного лица с соответствующим заявлением. Однако в соответствии с п.3 ст.30 Жилищного кодекса расходы на его установку и содержание обязан взять на себя собственник жилья. Исключением является только опломбирование счетчика – эта услуга оказывается бесплатно.
Важно! Также собственники должны за свой счет установить и общедомой прибор учеты воды.
Если квартира не приватизирована
С установкой устройств контроля расхода энергоресурсов возникает вопрос разграничения ответственности. Собственники по коммерческому договору или ответственные за недвижимость сотрудники органов государственной власти однозначно определены законом как лица, в обязанность которых входит установка счетчиков.
Проблема в сторонах договора социального найма. Наниматели по договору социального найма отказываются нести ответственность за состояние недвижимости, ремонтировать или устанавливать приборы учета. Собственник – муниципальное образование – даже с точки зрения здравого смысла не уследит за всем жилым фондом, хотя и Гражданский, и Жилищный кодекс предусматривают такую обязанность.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
- Муниципальные образования заинтересованы в выполнении программы по сохранению природных ресурсов, принятой в регионе, поэтому заинтересованы в экономии и учете воды в том числе.
- Решит проблему включение условия об ответственности нанимателя за установку счетчиков и текущее состояние недвижимости в договор или дополнительное соглашение к договору социального найма.
- Нужно ли платить за опломбировку счетчиков?
Квартира в новостройке
Застройщик устанавливает необходимое количество приборов учета в каждой квартире многоквартирного дома, а также общедомовой счетчик воды, газа и электричества.
Это правило установлено с целью однообразного применения закона о повышении энергоэффективности хотя бы в новостройках.
Все жилые помещения вводятся в эксплуатацию с приборами учета. Государственная комиссия не разрешит реализовать недвижимость, не соответствующую требованиям закона, в том числе без счетчиков.
Покупателям жилья у застройщика следует внимательно оценивать наличие счетчиков. Отсутствие приборов учета, не замеченное госкомиссией, отражается в акте приема-передачи. На основании акта застройщик обязан исправить недостатки и установить счетчики.
Посмотрите видео. Счетчики на воду: как установить самостоятельно и что надо знать?
Порядок установки счетчиков на воду
Договор на установку и эксплуатацию приборов учета заключается с управляющей организацией или ТСЖ. Установка счетчиков происходит в течение тридцати дней с момента обращения в компанию с соответствующим заявлением и комплектом документов. После обращения управляющая компания устанавливает приборы учета и заключает договор с собственником.
Запомните! Установка счетчиков способна на четверть сократить размер платы за водоснабжение, а так же контролировать количество потребляемой воды.
Пакет документов
Для установки приборов контроля потребления воды в управляющую компанию или ТСЖ предоставляется следующий комплект документов:
- паспорт, удостоверяющий личность заявителя, – оригинал и копию;
- заявление;
- правоустанавливающий документ;
- технический паспорт недвижимости.
Для заключения договора еще понадобятся:
- соглашение на установку прибора учета;
- техпаспорт прибора и сертификат соответствия;
- акт о вводе в эксплуатацию.
Управляющая компания предоставляет список организаций-подрядчиков, которые устанавливают или заменяют приборы учета.
После оказания услуги по установке счетчика подрядчик представляет следующие документы:
- технический паспорт на прибор учета;
- акт оказания услуг с гарантией;
- акт о вводе в эксплуатацию;
- акт о манипуляциях с прибором – пломбирование;
- сертификат соответствия требованиям законодательства.
Когда управляющая компания вносит сведения о счетчиках в лицевой счет собственника, оплата происходит на основании показаний приборов учета.
ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления на установку счетчика воды:
Норматив потребления воды на одного человека в месяц без счетчиков.
Замена приборов учета
Замена счетчиков происходит в среднем каждые пять лет. Показания приборов к концу срока службы становятся неточными.
Для отдельных категорий граждан установлено право на бесплатную замену и опломбирование счетчиков – малообеспеченные, ветераны ВОВ, инвалиды I и II группы, родители ребенка-инвалида.
Собственники, не перечисленные выше, самостоятельно покупают новые приборы учета и оплачивают работу мастера по замене и опломбированию.
Поверка счетчиков
Поверка счетчиков происходит раз в шесть лет для холодной воды и раз в четыре года для горячей воды. Приборы учета проверяет мастер на дому либо в водоснабжающей организации.
Об истечении срока эксплуатации счетчиков собственника уведомляет управляющая компания. Если собственник без уведомления вспоминает о необходимости замены, то обращается в управляющую компанию с соответствующим заявлением.
Порядок поверки счетчиков:
- обращение в УК или организацию-подрядчика с указанием сведений о приборе — тип, сведения об изготовителе, госкод счетчика;
- поверка мастером и получение документов о поверке счетчика.
Окончательный акт о поверке содержит информацию о собственнике, о проверяющей организации, приборе и дате следующей поверки. Поверка в водоснабжающей организации длится до двух недель, на дому – пару часов.
ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления на поверку счетчика воды:
Как сделать перерасчет за воду по счетчикам?
Стоимость процедуры
Установка приборов учета в муниципальном жилом фонде происходит бесплатно.
В частном и коммерческом жилье стоимость установки составляет от 4 тысяч рублей – в зависимости от региона стоимость может увеличиваться. Стоимость прибора составляет от 2,5 тысяч рублей в зависимости от модели и изготовителя.
Бесплатная установка
Для отдельных категорий граждан установлено право на бесплатную установку, замену и опломбирование счетчиков – малообеспеченные, ветераны ВОВ, инвалиды I и II группы, родители ребенка-инвалида.
Регион может отдельно установить льготы для пенсионеров по старости или граждан, которые получают субсидии на оплату услуг ЖКХ. Кроме того, регион в приступе неконтролируемой щедрости может бесплатно предоставить приборы учета для граждан в установленный период.
Когда установка не требуется:
- в аварийных, ветхих зданиях;
- в зданиях с коммунальными системами в аварийном состоянии, подлежащих замене;
- в зданиях, конструктивные особенности которых мешают приборам корректно контролировать количество потраченных ресурсов;
- в зданиях, потребляющих незначительное количество энергоресурсов.
Важно! Заключение о том, что здание относится к перечисленным категориям, выдает управляющая компания, а при отсутствии – Роспотребнадзор. Сотрудник организации посещает заявителя, проверяет информацию и выдает соответствующее заключение.
Срок эксплуатации счетчиков на воду в квартирах
С течением времени показания прибора учета воды искажают фактический объем потребления энергоресурса из-за выхода из строя.
Срок работы прибора учета холодной воды составляет шесть лет, а горячей – четыре года. Механизм прибора быстрее изнашивается при воздействии температуры, а также химического вещества, которое добавляют в горячую воду.
Если при поверке установлена исправность измерительных приборов, то разрешается его использование до следующей поверки. В среднем счетчики работают до двенадцати лет.
https://www.youtube.com/watch?v=VyWI2GflDow\u0026pp=ygXyAdCa0YLQviDQtNC-0LvQttC10L0g0YPRgdGC0LDQvdCw0LLQu9C40LLQsNGC0Ywg0YHRh9C10YLRh9C40LrQuCDQvdCwINCy0L7QtNGDINCyINC60LLQsNGA0YLQuNGA0LUg0L_QviDQt9Cw0LrQvtC90YMgKNC80YPQvdC40YbQuNC_0LDQu9GM0L3QvtC5LCDQvdC-0LLQvtGB0YLRgNC-0LnQutC1INC4INGCLtC0LiksINC40LzQtdC10YIg0LvQuCDQvdCwINGN0YLQviDQv9GA0LDQstC-INGB0L7QsdGB0YLQstC10L3QvdC40Lo_
Собственник недвижимости самостоятельно по документам о введении в эксплуатацию отслеживает срок проведения поверки приборов.
Управляющая компания следит за сроком проведения поверки, и если собственник вовремя не предоставляет сведения, то оплата за воду начисляется по нормативам, как и для квартир, в которых не установлены приборы учета воды.
Посмотрите видео. Поверка счетчиков воды: на что стоит обратить внимание?
Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:
- +7-495-899-01-60
- Москва, Московская область
- +7-812-389-26-12
- Санкт-Петербург, Ленинградская область
- 8-800-511-83-47
- Федеральный номер для других регионов России
Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.
Кто платит за отсутствие индивидуальных приборов учёта в квартирах муниципального жилфонда
Наниматели социального жилья обязаны платить за потребляемые коммунальные ресурсы, а собственник – оснастить помещения ИПУ. Рассказываем о позиции ВС РФ по вопросу, кто должен платить за КУ, если из-за отсутствия счётчика при расчёте платы за услуги исполнитель услуг применяет повышающий коэффициент.
При отсутствии ИПУ в расчётах применяется норматив и повышающий коэффициент
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 80 ПП РФ № 354, плата за коммунальные услуги рассчитывается на основании показаний установленных индивидуальных приборов учёта, а при отсутствии счётчиков – исходя из нормативов потребления, которые утверждает субъект РФ.
Установить ИПУ должен собственник помещения (п. 81 ПП РФ № 354). В случае, если в квартире есть техническая возможность это сделать, но владелец квартиры такую обязанность не исполнил, то исполнитель коммунальной услуги при расчётах применяет к нормативу повышающий коэффициент 1,5 (абз. 3 п. 42 ПП РФ № 354).
Если жилое помещение в многоквартирном доме, принадлежащее муниципальному жилфонду, сдано по договору социального найма, то муниципалитет обязан выполнять возложенные на него ЖК РФ как на собственника обязанности, в том числе оснащать квартиры ИПУ (ч. 3 ст. 65 ЖК РФ). Наниматель соцжилья со своей стороны обязан вовремя и в полном объёме оплачивать коммунальные и жилищные услуги (п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ).
Получается, что, если собственник муниципального жилья не исполняет обязанность по установке ИПУ, то наниматель такой квартиры получает квитанции с завышенными суммами платы за коммунальный ресурс и обязан её оплатить.
Что нужно знать о проверке и замене приборов учёта электроэнергии
Муниципалитет отказался платить за последствия неустановки ИПУ в квартирах
С такой ситуацией столкнулась одна из управляющих организаций Санкт-Петербурга. УО, рассудив, что муниципалитет несёт ответственность за неустановку приборов учёта, выставила в адрес казённого жилищного агентства, которое отвечает за муниципальный жилфонд, счёт на 615 тысяч рублей.
Эта сумма являлась разницей между стоимостью объёма электроэнергии, рассчитанного исходя из норматива с применением повышающего коэффициента, и стоимостью ресурса, которая была рассчитана только исходя из норматива, и выставлен к оплате нанимателям социальных квартир.
Жилищное агентство, равно как и муниципалитет, оплатить счета отказалось, сославшись на то, что с момента подписания договора соцнайма плату за коммунальные услуги обязаны вносить наниматели жилых помещений.
Обеспечить установку ИПУ в социальном жилом фонде должен его собственник
Управляющая организация подала в суд иск с требованием взыскать с казённого учреждения, которое представляет интересы администрации города как собственника многоквартирных домов, сумму задолженности (дело № А56-18735/2018).
Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации. Поскольку муниципалитет является собственником помещений в многоквартирном доме, то именно он должен был обеспечить установку в жилых помещениях ИПУ. Ответчики не смогли предоставить документы, подтверждающие, что это технически невозможно.
https://www.youtube.com/watch?v=VyWI2GflDow\u0026pp=YAHIAQE%3D
Управляющая организация имела право вести расчёты с применением повышающего коэффициента, и именно муниципалитет должен оплатить разницу в начислениях с применением повышающего коэффициента и без него.
Суд решил, что казённое учреждение, отвечающее за социальный жилфонд и представляющее администрацию Санкт-Петербурга, обязано оплатить задолженность.
Кто платит за ошибку при определении разрядности прибора учёта
За ЖКУ с момента заключения договора социального найма платят наниматели
Жилищное агентство не согласилось с решением суда и подало апелляцию. В жалобе учреждение указывало на то, что не является собственником помещений или потребителем коммунальных услуг. Выставление в его адрес счетов за КУ неправомерно.
Также агентство утверждало, что нельзя выставить такие счета в адрес публичного собственника – города Санкт-Петербурга, так как у него нет обязанности оплачивать коммунальные услуги в помещениях, сданных по договорам социального найма. При этом администрация ежегодно выделяет средства на установку в муниципальных квартирах ИПУ.
Апелляционный суд, рассматривая доводы сторон, указал на то, что обязанность платить за ЖКУ возникает у нанимателя соцжилья в момент заключения договора соцнайма (п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
До заселения такой квартиры расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы госвласти или местного самоуправления, в том числе уполномоченные ими лица. Поскольку спорные многоквартирные дома полностью заселены, то за коммунальные услуги в жилых помещениях обязаны платить наниматели квартир (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).
Также суд отметил, что при применении в расчётах платы повышающего коэффициента УО была обязана указывать это в платёжных документах и направлять такие счета в адрес жилищного агентства (пп. «г(1)» п. 69 ПП РФ № 354). Управляющая организация не смогла доказать суду, что выполняла эту обязанность.
К тому же, как отметил суд, РСО не предъявляла управляющей организации требования к оплате поставленного ресурса с применением повышающего коэффициента из-за отсутствия в жилых помещениях ИПУ. Ответчик же предоставил суду доказательства того, что агентство запрашивало бюджетные средства на установку в МКД приборов учёта, то есть предпринимало меры по выполнению требований закона.
Апелляционный суд посчитал, что жилищное агентство нарушило требования законодательства об установке ИПУ, поэтому решение первой инстанции было отменено.
Публичный собственник не обязан оплачивать ЖКУ после заключения договора соцнайма
Спор перешёл в суд кассационной инстанции, но и тут управляющая организация не смогла доказать, что именно муниципалитет или его представитель, а не наниматели помещений, обязан оплатить предъявленную сумму задолженности.
Суд поддержал выводы, сделанные апелляционной инстанцией, а также подчеркнул, что законодательство не предусматривает начисление повышающего коэффициента отдельно от начисления платы за коммунальную услугу (п.п. 42, 69 ПП РФ № 354).
Вся сумма к оплате начисляется в адрес потребителя коммунальной услуги.
После заселения социального жилья платить за КУ обязан наниматель помещения, а не орган государственной власти или муниципалитет, которые являются собственниками помещений (ч. 3 ст. 153, ч. 4 ст. 155 ЖК РФ).
Взыскание повышающего коэффициента с публичного собственника в такой ситуации невозможно, ведь он не пользуется жилым помещением и коммунальными услугами.
Приватизация и оплата капремонта бывшим наймодателем соцжилья
При отсутствии ИПУ наниматель оплачивает норматив, а собственник соцжилья – повышающий коэффициент
Точку в споре управляющей организации и муниципалитета об оплате повышающего коэффициента поставил Верховный суд РФ, куда УО подала жалобу.
ВС РФ проанализировал решения всех предыдущих судов и пришёл к следующим выводам:
- Собственники помещений должны были установить в них ИПУ до 1 января 2011 года (ч. 4 ст. 13 № 261-ФЗ, п. 81 ПП РФ № 354). Такая обязанность возложена на всех владельцев помещений в МКД независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилфонду и использует ли собственник это помещение для проживания или сдает это помещения внаём.
- Повышающий коэффициент применяется при расчётах платы за коммунальный ресурс для помещений, в которых не установлены ИПУ. Исключение – наличие акта обследования об отсутствии технической возможности поставить счётчик (п. 42 ПП РФ № 354).
Жилищное агентство, против которого подала иск УО, является представителем собственника спорных помещений. Учреждение не представило суду доказательств, что в жилых помещениях нет объективной возможности установить ИПУ.
ВС РФ согласился с выводами суда первой инстанции о том, что нельзя возложить последствия за неустановку счётчиков на нанимателей жилых помещений: они не обязаны оснащать квартиры приборами учёта и не уполномочены самостоятельно принимать об этом решения. Следовательно, управляющая организация не может в силу закона возложить на них обязанность по оплате повышающего коэффициента.
ВС РФ отменил решения, принятые судами апелляционной и кассационной инстанций, и определил, чтобы жилищное агентство выплатило в адрес управляющей организации сумму задолженности согласно решению суда первой инстанции.
Запомнить
Управляющая организация как исполнитель коммунальной услуги имеет право применять при расчётах повышающий коэффициент в соответствии с п. 42 ПП РФ № 354, если:
- помещение не оснащено индивидуальным прибором учёта коммунальных ресурсов;
- отсутствует акт, подтверждающий, что установить ИПУ технически невозможно.
Если помещение входит в государственный или муниципальный жилищный фонд, то обязанность оснастить помещения счётчиками лежит на собственнике – органе государственной или муниципальной власти.
Следовательно, как отметил ВС РФ, именно публичный собственник должен оплатить разницу между стоимостью ресурса, рассчитанной с применением повышающего коэффициента, и суммой, начисленной нанимателям помещений исходя из норматива потребления. Жители муниципальной квартиры не должны нести материальной ответственности за невыполнение собственником жилфонда его обязанностей.
Кто устанавливает счетчики на воду в квартире в 2023 году: можно ли самостоятельно установить счетчик, кто имеет право
Дорогие посетители сайта. Вы можете помочь нам в развитии, переведя хотя бы 50 рублей на яндекс кошелек.
Спасибо!
Согласно нормативно-правовым актам, гражданами должны устанавливаться на воду приборы, учитывающие ее фактическое потребление. Однако за их отсутствие штрафные санкции не предусмотрены.
В данной ситуации к пользователям водными ресурсами применяется повышенный коэффициент. Какой порядок предоставления услуги, и кто устанавливает счетчики на воду в квартире?
Закон
На законодательном уровне вопрос регулируется:
- Постановлением Правительства РФ № 776. Содержит правила использования водных ресурсов.
- Федеральным законом № 261.
- Постановлением Правительства № 306. Устанавливает тарифы для жильцов, у которых не установлены счетчики.
Перечень документов не окончательный, так как в каждом регионе администрация может вносить свои поправки к законам, расширяющие список лиц, претендующих на бесплатную услугу по установке счетчиков. Кроме того, местная администрация может изменить порядок регистрации устройства.
Бесплатная установка
Бесплатно получить услугу имеет право определенная категория граждан:
- Лица со статусом ВОВ.
- Недееспособные лица 1 и 2 группы.
- Семьи, на воспитании которых находятся дети-инвалиды.
В некоторых регионах на бесплатную услугу могут рассчитывать пенсионеры.Также администрацией может проводится в определенный период акция, предусматривающая бесплатную выдачу приборов всем гражданам.
Кто должен устанавливать
По закону, собственник квартиры может лично принимать решение об установке счетчика, его замене или поверке. Самым простым действием будет письменное обращение в ТСЖ или УК с целью установки учета прибора, так как сотрудники этих организаций занимаются их введением в эксплуатацию и опломбированием.
Главное в установке — определение места монтажа. Основные технические рекомендации должны содержаться в паспорте прибора.
Но может потребоваться схема водопроводной разводки жилого помещения. Ее копию можно взять в обслуживающей организации.
После принятия решения об установке водомеров можно обратиться в управляющую контору или воспользоваться услугами другой организации, занимающейся монтажом приборов.После заключения договора с УК или ТСЖ в течение 30 дней сотрудники компаний должны произвести установку устройства и ввести их в эксплуатацию.
ВНИМАНИЕ! Установка приборов контроля потребления воды может существенно сократить расходы на водоснабжение. Также можно самостоятельно контролировать расходуемое количество воды.
В новостройках
Если квартира приобретается в новостройке, то приборы учета в каждом жилом помещении устанавливаются застройщиком. Правило действует с целью применения закона о повышении энергоэффективности.Все квартиры должны вводиться в эксплуатацию со счетчиками не только на воду, но и на другие ресурсы.
Государственная комиссия не допустит продажу недвижимости, которая не отвечает требованиям закона (в том числе без приборов учета). Приобретая у застройщика жилье, необходимо сразу обращать внимание на наличие счетчиков. Их отсутствие должно указываться в акте приема-передачи квартиры. На основании данного документа застройщик должен установить приборы учета.
В неприватизированной квартире
Собственники по коммерческому договору или сотрудники государственных органов власти являются ответственными лицами за установку устройств для измерения расхода воды.
Однако собственник муниципального имущества не в состоянии уследить за всей жилой недвижимостью, хоть это и входит в их обязанность. Исправить ситуацию можно путем внесения в договор социального найма пункта об ответственности нанимателя за установку счетчиков или дополнительного соглашения к документу.
Самостоятельно
Ни один закон или положение Правительства не содержит информации, запрещающей самостоятельно ставить водосчетчики. Но предварительно нужно ознакомиться с некоторыми нюансами:
- Какие счетчики можно устанавливать.
- В каком месте их правильно расположить.
- Какие документы отражают правила установки устройства.
К монтажу допускаются счетчики, которые занесены в Госреестр СИ. Информация о сертификате должна быть указана в паспорте прибора, а место установки в СНиПах.Наибольшую сложность при монтаже приборов без посторонней помощи вызывает их регистрация в контролирующих органах.
Законодательство гласит, что собственник жилья должен ввести в эксплуатацию прибор не позднее 15 рабочих дней со дня подачи в УК заявления. Если никто не пришел для осмотра устройства, пишется повторное заявление. Если по истечении еще 15 дней сотрудники исполнительной организации так и не появились, то он вводится в эксплуатацию с момента предоставления первого заявления.
Документы
Для установки приборов контроля потребления воды необходимо собрать следующие документы:
- Оригинал и копия гражданского паспорта заявителя.
- Заявление в письменной форме.
- Правоустанавливающие на жилплощадь бумаги.
- Технический паспорт недвижимого объекта.
Для заключения договора с собственником жилья необходимы:
- Соглашение на установку счетчика.
- Технический паспорт учетного прибора.
- Сертификат соответствия.
- Акт, подтверждающий ввод прибора в эксплуатацию. Должен содержать серийный номер прибора, дату его установки, а также первичные показания.
УК может помочь с выбором организации-подрядчика, предоставив их список.После завершения процедуры установки оказывающая услугу организация должна предоставить:
- Технический паспорт на устройство.
- Акт оказания услуг с обязательной гарантией.
- Документ о вводе счетчика в эксплуатацию.
- Документы, подтверждающие пломбирование прибора.
- Сертификат, который отражает соответствие требованиям законодательства.
После внесения данных о счетчике в лицевой счет пользователя, последующая оплата воды происходит на основании показаний прибора учета.
Индивидуальные случаи
Предусмотрена возможность отказа от монтажа счетчиков. Их можно не устанавливать если:
- Многоквартирный дом относится к категории «здание с небольшим потреблением электроэнергии».
- По признанию контролирующих органов дома аварийным или ветхим.
- Если системы коммуникации находятся в неисправном состоянии и требуют замены.
- Невозможно считать показания счетчиков из-за конструктивной особенности проводки воды.
Если в жилом строении наблюдается хотя бы одна из вышеперечисленных ситуаций, обязательно нужно посетить управляющую организацию, которая документально может подтвердить данный факт.
Бывают ситуации, когда УК или ТСЖ не могут предоставить доказательства. В этом случае потребуется обратиться в Роспотребнадзор с заявлением. На его основании по месту адреса прибудет специалист, который составит необходимое заключение.
Срок эксплуатации
Со временем приборы учета воды выходят из строя. В результате происходит искажение фактических показателей. Срок работы счетчика на холодную воду составляет 6 лет, на горячую воду — 4 года. Прибор на горячее водоснабжение изнашивается быстрее по причине воздействия высокой температуры и добавляемых химических веществ.
Если поверка прибора показала, что прибор в исправном состоянии, то он используется до следующей поверки. В основном счетчики эксплуатируются до 12 лет.За сроком действия приборов учета воды должны следить и владелец жилья, и управляющая контора. Если гражданин не предоставляет информацию вовремя, то за воду начисляется сумма по нормативам.
ВНИМАНИЕ! Выпускают универсальные счетчики, которые могут показывать сразу показания и холодной, и горячей воды. Диапазон их температуры от 0 до 90°С.
Установка счётчиков на воду в муниципальной квартире
Наличие в жилье квартир, принадлежащих гражданам на правах собственности или на основании соглашения о найме, разделяет обязанности жильцов во многих коммунальных вопросах.
Если владелец квартиры обязан производить все реконструкционные мероприятия или ремонтные действия за свой собственный счёт, то в ситуации с нанимателем жилища подход к реализации таких вопросов другой. Это касается и замены счётчиков на воду в муниципальной квартире.
Нормативная база
Вопросам разделения полномочий по обслуживанию жилья в зависимости от права его обладанием посвящены следующие законодательные документы:
- Обязанности наймодателя прописаны в [1]статье 676 ГК РФ.
- [2]ФЗ№261 РФ, где разъяснены обязанности населения и ответственных коммунальных предприятий за обеспечение учёта используемого природного ресурса с обязательным применением приборов учета.
- Основные права и обязанности, возлагаемые на обладателей жилых помещений, закреплены [3]статьёй 65 ЖК, с раскрытием понятия индивидуальных приборов учёта для каждого жилища.
Однако из существующей практики и возникающих прецедентов видно, что работающие законы в плане монтажа и дальнейшей эксплуатации механизмов учёта не отрегулированы до должного уровня, который бы удовлетворял интересы всех граждан.
За кем закреплены обязанности по установке счётчиков в жилище
Граждан, которые проживают в государственном (не приватизированном) жилье, можно приравнять к арендаторам помещений, на которых закон возложил определённые обязанности по содержанию нанятой квартиры.
В договоре, заключаемом между собственником помещения, которым является муниципалитет населённого пункта, и нанимателем жилья, чётко прописывается название сторон соглашения, ими являются «владелец» и «квартиросъёмщик».
То есть госорган сам возлагает на себя обязанности, как на владельца, по содержанию жилья в удовлетворительном состоянии и исполнении всех законодательных предписаний в полном объёме. К этому вопросу относятся и мероприятия по установке водосчётчиков с последующим дальнейшим их обслуживанием.
Также в ФЗ ясно определены лица, которые несут ответственность за монтаж учётных агрегатов, как для индивидуального пользования, так и общих домовых.
Ими являются владельцы на правах собственности недвижимости, которые приходятся ими после приобретения или по государственной ответственности.
В помещениях, принадлежащих МО и выделенных по договору соцнайма, нередко возникают разногласия между госпредставителями госструктур и жильцами-нанимателями.
В ГК зафиксировано, что наймодатель должен предоставить условия для эксплуатации МЖД в надлежащем виде, это также касается устройств для предоставления услуг коммунального характера.
В вопросе определения ответственного за монтаж учётных механизмов в ЖК прямых алгоритмов исполнения нет, но существует трактовка, которая обязывает собственника производить иные мероприятия, предусмотренные в перечисленных нормативах РФ в вопросах обслуживания жилищного фонда.
Несмотря на эти разъяснительные статьи доказывать, за чей счёт должна происходить установка водомеров в жилье муниципальной принадлежности часто приходится в суде, где главным аргументом у местных властей является недостаток финансов в региональном бюджете. Такие отказы неправомерны и при правильной проработке этого вопроса со стороны нанимателя можно добиться того, что счётчики на воду будут установлены бесплатно.
Правомерные причины отказа в установке водомера
Каждый региональный субъект и МО на местном уровне имеют программу, которая разработана на принципах сбережения и экономии природных ресурсов.
К одному из видов сбережения принято причислять обеспечение учётом используемых природных недр.
И хотя эти показатели ориентированы на коммерческое жильё, каждое муниципальное формирование выделяет часть средств на обеспечение водомерами во исполнение экономических программ по эффективному использованию ресурсов.
Существуют списки очерёдности на обеспечение водомером населения, но только при наличии льготы, которая определяется каждым регионом самостоятельно. В других случаях правомерным отказом может послужить следующая причина:
- нецелесообразность установки водомера по причине ветхости дома;
- неэффективность монтажа прибора в местах технически непригодных для этих целей;
- договор найма содержит условие обеспечением водомером и выполнением его замены, в случае необходимости, за счёт средств нанимателя.
Алгоритм действий предшествующий монтажу ИПУ в госжилье
При отсутствии в соглашении о найме квартиры государственной принадлежности пункта, определяющего кто должен менять счётчики водоснабжения в квартире госфонда, функционал по обеспечению водомером автоматически снимается с нанимателя жилья, и порядок его действия становится таким:
- Наниматель составляет письменное обращение владельцу квартиры, согласно предложенному образцу заявления. Обращение необходимо составить в двух экземплярах. На копии нанимателя, лицо принявшее заявлении, ставит входящий номер регистрации, дату получения заявления и фамилию ответственного за регистрацию документации лица.
- Срок рассмотрения заявления, согласно закону об обращении граждан, до 30 дней. По истечении этого срока заявителю должен быть представлен письменный ответ. В случае не предоставлении ответа в регламентированные сроки, можно обратиться с жалобой о надзорные органы.
- При получении письма с отказом в установке водосчётчика за счёт муниципалов, нанимателю следует начинать тяжбу для восстановления своих прав. Существующая практика, показывает, что обращение в суд гарантирует установку водомера в короткие сроки за счёт собственника жилища.
Муниципальная квартира установка счётчиков на воду образец 1
Муниципальная квартира установка счётчиков на воду образец 2
Следует знать! Существует порядок возмещения средств, которые потрачены арендатором на монтирование водомерного узла в госжилье т.е. установка получается бесплатной. Для этого следует предварительно уведомить владельца помещения о своих намерениях по обустройству квартиры водосчётчиком, и иметь все официальные подтверждения своих расходов в проведении этих работ.
Устанавливать счётчики на воду обязанность, предусмотренная по закону. Для жильцов наличие водомера является облегчением в вопросах финансовых затрат на оплату коммуналки, единственно, следует правильно определить сторону, которая по закону обязана оснастить жилище этим механизмом и пользоваться предоставленной возможностью.
- [1]статье 676 ГК РФ
- [2]ФЗ№261 РФ
- [3]статьёй 65 ЖК
Кто должен устанавливать счетчики воды в муниципальной квартире?
В большинстве случаев лица, проживающие в муниципальных квартирах, имеют юридический статус арендаторов, поскольку живут на основании официального договора социального найма. Это двухсторонний жилищный документ, в котором указаны владелец и квартиросъёмщик.
В теории владелец должен сам ставить в квартире измерительные приборы и за свои средства менять устаревшее или вышедшее из строя оборудование.
Если квартира не приватизирована, кто должен ставить счетчики на воду?
К ответу на этот вопрос отсылают сразу несколько законов: Гражданский Кодекс РФ, ст. 676, Жилищный Кодекс, ст. 65, Федеральный Закон №261, ст. 13, пункт 5.
Но законодательная база ещё не гарантирует, что действия владельцев муниципальных квартир и лиц, в них проживающих, будут во всех случаях строго определены и регламентированы, особенно в вопросах, касающихся установки и ремонта счетчиков воды.
Закон однозначно определяет лица, отвечающие за своевременный монтаж учетных приборов – индивидуальных либо общедомовых. Это собственники, ставшие таковыми в результате коммерческой покупки жилья или отвечающие за него от имени государственных структур.
Если квартира или дом принадлежат муниципальным органам и предоставлены к проживанию согласно договору соцнайма, между собственниками и жильцами часто появляются разногласия по множеству вопросов и в частности – по вопросу установки счетчиков.
Гражданский кодекс однозначен: собственник, он же наймодатель, должен следить за надлежащей эксплуатацией жилья и следить за приборами, связанными с оказанием коммунальных услуг. В ЖК нет настолько прямых указаний, но сказано, что собственник должен выполнять все действия по отношению к объекту жилья, предусмотренные иными законами РФ.
Тем не менее на практике доказать, кто должен заниматься установкой приборов учёта воды не всегда просто.
Кроме того, все региональные структуры имеют свою программу по рациональному использованию ресурсов, в которой обязательно отражен параметры энергетической эффективности и экономии в жилищных фондах. Эти показатели отражают учёт доходов от коммерческого жилья и расходов на его содержание.
Отказ в монтаже учётных приборов часто обоснован тем, что жильё относится к категории ветхого и подлежит сносу. Такие дома обязательно стоят в муниципальных органах на учёте, и сведения об этом доступны всем желающим.
И хотя договор найма всегда регулируется законодательными актами, само жильё бывает разным по статусу и плану его содержания. В таких ситуациях нужно найти в договоре конкретный пункт о том, кто именно должен устанавливать КПУ в квартире.
Если это обязан делать наниматель жилья, то все расходы на монтаж приборов учёта ложатся на него.
Однако в стандартном договоре обычно указано, что ответственность за установку и содержание водосчётчиков лежит на собственнике жилья. В ФЗ даже есть информация о сроках монтажа счетчиков – месяц со дня подачи заявления.
Установка счетчиков в муниципальной квартире, за чей счет проводится
Бывают случаи, когда муниципальные власти отказывают в установке либо в обслуживании приборов учёта, ссылаясь на недостаток бюджетных средств. Такие действия следует считать неправомерными. Собственники жилья, то есть местные власти, обязаны содержать жильё в полном соответствии с ГК и ЖК, и должны изыскать средства на установку счетчиков.
Порядок действий квартиросъемщика при установке ПУ в муниципальном жилье
Если вы изучили договор и не нашли в нём обязанности квартиросъёмщика, касающиеся установки водомеров, вы вправе обратиться к собственнику квартиры по этому вопросу. Не следует обращаться в горводоканал или управляющую компанию, хотя в исключительных случаях УК может выступать сособственником помещения.
Обычно в договоре чётко указано, кому принадлежит жильё. Это лицо и обязано заниматься приборами учёта. В стандартных случаях это государственная структура – муниципальные или региональные власти.
Жильцу нужно написать заявление в администрацию города, посёлка или иного населенного пункта о желании поставить КПУ. Для верности пишите документ в 2 экземплярах и обязательно поставьте дату приёма заявки в канцелярии. Попросите предоставить ответы на заявление в письменном виде. Это бумаги будут нужны при обращении в суд или вышестоящие инстанции в случае, если в монтаже приборов откажут.
Практика показывает, что участие суда – гарантия качественной и оперативной установки счётчиков на объект за счёт собственника жилья.
Поделитесь этой страничкой с друзьями: