Колодец из шин: плюсы и минусы резервуара, особенности выбора покрышек, подходящего места, инструкция по изготовлению своими руками (с фильтром, отстойником, дренажной трубой), уход и обслуживание
Грядки, залитые водой после каждого дождя, превращаются в болото? Собрать приличный урожай с огорода, где грунт перенасыщен водой, не получится. Решение проблемы – дренаж. Если на участке планируется строительство дома для постоянного проживания, лучше проектировать дренажную сеть еще до начала стройки.
Но на даче, которая используется только в качестве места для пикников и сезонного выращивания овощей, обустраивать полноценные системы дорого и нерационально.
Попробуем разобраться, как сделать бюджетный дренаж из покрышек своими руками так, чтобы сэкономить на трубах и колодцах, и превратить унылый заболоченный участок в здоровый зеленый сад.
Содержание
- Дренажная система на дачном участке: правила организации
- Функции водоотводящих сетей: зачем нужен дренаж
- Планирование схемы каналов и точек сбора воды
- Траншеи и открытые линии
- Приемные дренажные колодцы
- Делаем сеть каналов для осушения участка из покрышек: инструкция
- Подготовка: земляные работы
- Монтаж дренажа из шин
- Поверхностная линия с отводом из шин
- Дренажный колодец: самодельный приемник из покрышек
- Выбор места установки и рытье котлована
- Сборка колодца из старых колес
- Тоннель вместо фильтрационного поля
- Видео: дренаж из старых шин в сложном торфяном грунте
Дренажная система на дачном участке: правила организации
Простая схема разводки дачного дренажа
При планировании системы учитывают рельеф участка: ветки располагают таким образом, чтобы начало траншеи находилось в верхней точке, а сток – в самом низком месте. Кроме линейных отводов, есть смысл обустроить точечные водоприемники. Точки сбора рационально установить в небольших по площади естественных впадинах, где застаивается вода – обустройство точечного дренажа из покрышек займет меньше времени.
Чтобы правильно определить глубину, нужен простой анализ состояния грунта. Если уровень грунтовых вод постоянно высокий, а порода – тяжелая, со слабой проницаемостью, придется копать глубокие траншеи:
- До 1 метра глубиной в зоне высадки фруктовых деревьев.
- До 70 см – в местах обустройства грядок.
- До 50 см – по периметру участка, по ходу дорожек.
Траншеи и открытые линии
Каналы, выкопанные на глубину более полуметра, считаются глубинными. Траншеи для регулировки уровня грунтовых вод оборудуют дренажной обоймой: трубой с перфорацией в обсыпке из щебня и геотекстильной обертке. Заменить покупные материалы можно подручными средствами:
Вместо готовых труб – покрышки
- Старые шины разного диаметра выполнят функцию дренажной трубы.
- Вместо щебня используют битый старый кирпич, гальку, керамзит, куски пенопластовых листов.
На геотекстиле желательно не экономить: полотно защитит дренаж от заиливания и разрушения плотной глиной.
Поверхностные каналы, глубиной до 50 см, оставляют открытыми, или оборудуют обоймой так же, как и глубинные траншеи. Вместо цельных колес в качестве трубы устанавливают куски (сегменты) покрышки. Засыпные материалы, которые нужны для дренажа, – песок и щебень.
Приемные дренажные колодцы
Стекающую по дренажным каналам влагу нужно отвести от осушаемой зоны и организовать точку слива. Если поблизости есть пруд, придорожный ров, то сброс воды осуществляют без строительства дренажного колодца.
На самом участке обустраивают дренажные приемники – емкости без дна, установленные на гравийную или щебневую подушку. Вода из каналов после слива в колодец дополнительно очищается засыпным фильтром и отводится в грунт.
Вариантов обустройства стенок дренажного колодца – несколько:
- Готовые пластиковые или бетонные изделия.
Заводской пластиковый резервуар
- Самодельные дренажные колодцы. Материалы для сборки – покрышки или старые пластиковые бочки, кирпич.
Самодельный дренажный приемник
На перенасыщенных влагой породах устройства одного дренажного резервуара бывает недостаточно.
Для сброса больших объемов воды, особенно если на участке есть септик, оборудуют дренажное поле: площадку с дренажным тоннелем для слива.
Тоннели изготавливают из пластика в виде полусферических каналов, напоминающих разрезанную вдоль трубу. Самостоятельно канал также можно сделать из покрышек большого диаметра.
Делаем сеть каналов для осушения участка из покрышек: инструкция
Как сделать траншеи для дренажа из шин? Подготовить покрышки: понадобятся старые колеса разного диаметра от 13-дюймов. Кроме шин, придется купить песок для подсыпки и геотекстиль.
Для поверхностной канавы дополнительно нужен щебень. Фракция засыпных материалов – крупная или средняя.
Мелкий песок и щебневая крошка не подходят для водоотвода: маленькие частицы забивают отверстия полотна.
Покрышки: подойдут любого диаметра
Вспомогательные инструменты и материалы:
- Соединительные элементы: пластиковые хомуты, саморезы.
- Куски плотной резины для уплотнения соединений.
- Дрель – для быстрого пробивания отверстий в резине.
- Лопаты, кирка, тачка, уровень, пленка, колышки и строительная лента (леска) – для земляных работ.
Подготовка: земляные работы
Чтобы сделать своими руками дренаж из покрышек, сначала нужно разметить траекторию, длину, спланировать глубину и ширину веток. Выбирают линию для обустройства центрального канала. В стороны от главной линии размечают отводы: боковые ветки под углом к центральной.
Схема расположения отводов
В верхних точках отводов ширина канав должна соответствовать диаметру шины с запасом до 20 см. Глубина – диаметр шины плюс до 30 см на подсыпку.
Выкопанная по разметке линия
С учетом того, что по мере приближения к точке соединения с центральной линией будут использоваться шины большего диаметра, глубину и ширину траншеи плавно увеличивают по направлению к главной линии. Чтобы вода стекала быстро, формируют наклон: для боковых веток достаточно перепада в 1 – 2 см на метр.
В таком же порядке выкапывают центральную траншею. Перепад высоты в главной линии должен быть больше, чем в боковых отводах. Оптимальный наклон дна – до 3 см на каждый метр.
Наклон по естественному склону участка
Дно выкопанных каналов выравнивают, проверяют соблюдение наклона. Из песка делают песчаную подушку толщиной до 15 см.
Монтаж дренажа из шин
На песчаную подушку настилают геотекстиль. Оставляют свободные края с учетом высоты покрышек в дренаже. Для дополнительной фильтрации можно засыпать на полотно слой щебня высотой до 15 см.
Готовая дренажная обойма
Сборка трубы из покрышек:
- Шины устанавливают друг на друга. Начинают соединение с колес маленького диаметра.
Соединение болтами с гайками
- Боковые стенки двух покрышек соединяют хомутами через ранее просверленные отверстия. В качестве крепежа используют саморезы, или гайки с болтами. При таком способе соединения под отверстия подкладывают прокладки из плотной пленки или каучука: старая резина крошится, резьба срывается.
Соединение боковин
- Трубу собирают вертикально, после установки последней шины готовую дренажную трубу укладывают в траншею. Из-за большого веса формируют несколько отрезков, которые соединяют после непосредственно в канале.
Для укрепления конструкции сверху и прочного соединения отрезков используют металлические полоски с высверленными отверстиями. Саморезами крепят полоску к соседним шинам.
Соединение отрезков в канале
Готовую трубу заворачивают в геотекстиль. Края полотна в нескольких местах соединяют изолентой, скобами.
Укладка трубы в канаву
Поверх готовой обоймы насыпают слой песка. Сверху – обратная засыпка грунтом. Целесообразно сделать выступ над готовым каналом из песка и грунта на высоту до 10 см: со временем песок просядет, и выступ сравняется с поверхностью грунта.
Поверхностная линия с отводом из шин
Из покрышек делают и поверхностные отводы дренажа. Для улучшения оттока используют разрезанные на сегменты покрышки.
Схема установки поверхностного дренажа
Обустройство поверхностной линии начинают с укладки геотекстиля и засыпки щебня. Высота щебневой подушки – до 25 см. На подсыпку укладывают части шины внутренней полостью ко дну траншеи. Отверстия, расширяющиеся книзу, выполнят функцию перфорации в заводской трубе: через щели вода свободно просачивается в щебень.
Сверху насыпают еще один слой щебня. Заворачивают и фиксируют края полотна внахлест. Готовую обойму засыпают.
Дренажный колодец: самодельный приемник из покрышек
Чтобы собрать своими руками приемный колодец для дренажа, понадобятся старые покрышки большого диаметра. Оптимальный вариант – прочные тракторные или грузовые шины.
Количество изделий просчитывают по высоте запланированного резервуара с учетом высоты дренирующей подушки.
Колодцы, оборудованные крышкой из чугуна, устанавливают в качестве точечных водоотводов в местах постоянного скопления воды.
Шины: герметичный материал для стенок колодца
Выбор места установки и рытье котлована
Углубление должно находиться в естественной впадине или в самом низком месте на краю участка.
Копка котлована под приемник
Размеры котлована:
- Глубина определяется, исходя из особенностей грунта и уровня воды в нем. Желательно, чтобы сброс происходил на глубину до 1,5 — 2 м. При таком углублении нет риска замерзания жидкости.
- Диаметр котлована равен диаметру шины с добавлением до 30 см по окружности для изоляции и подсыпки.
- Вход центральной линии должен находиться в верхней трети приемника.
Выкопанное углубление обязательно проверяют на вертикальность стенок: покрышки нужно установить строго вертикально друг на друга. Дно должно быть ровным.
Песчаная подушка на дне
На утрамбованную почву засыпают и уплотняют песок. Толщина песчаного слоя – 15 – 20 см. Сверху – слой щебня крупной фракции. Чтобы подсыпка не размывалась, целесообразно установить несколько крупных камней, а сверху – щебень. Вместо щебня допускается укладка речной гальки или камня.
Сборка колодца из старых колес
На подготовленное основание укладывают первую шину. Выбирают способ соединения. Для герметичной фиксации используют цементный раствор.
Соединение шин хомутами из пластика
Устанавливая поочередно шины, выводят высоту на запланированный уровень. В нижней части, на первой покрышке, можно заблаговременно сделать узкие прямоугольные прорези для отвода воды на подсыпку.
Врезка в верхней части колодца
В верхнем кольце делают отверстие под трубу из центральной линии. Вокруг стенок делают обсыпку из щебня, кусков пенопласта. По внешнему диаметру утрамбовывают глину или заливают раствор.
Приемник для поверхностного отвода
Так обустраивают не только приемные дренажные емкости, но и точечные приемники в местах, где нет естественного оттока воды, а линия отвода не запланирована. При установке точечного дренажного слива на верхнюю покрышку необходимо установить защитную решетку: купить готовую или сварить из металлических прутьев, арматуры.
Точечный приемник с крышкой
Тоннель вместо фильтрационного поля
Из покрышек можно сделать не только линейный дренаж или приемник, но и оборудовать полноценное фильтрационное поле. Такой способ отвода устраивают на участках, где повышенный уровень грунтовых вод и сложный состав породы не дают возможности организовать сброс в колодец.
Схема тоннеля: готовые пластиковые конструкции можно заменить разрезанными шинами
Поле представляет собой площадку, углубленную на полметра, с щебневой засыпкой. Вместо колодцев – труба из половин покрышек, сложенных вплотную друг к другу в форме тоннеля. Поступающая из линии вода просачивается через щебневую подсыпку в грунт.
Видео: дренаж из старых шин в сложном торфяном грунте
Наглядная инструкция, как осушить сложный участок с помощью простейшего дренажа из покрышек.
Организация самодельных дренажных обойм и колодцев – временное решение проблемы. Таким способом можно отвести влагу из огорода или с дачного участка.
Если планируется стройка, а грунт перенасыщен влагой, участок – со сложным рельефом, потребуется проектирование серьезной системы дренажа.
Комплексная защита состоит из нескольких отдельных сетей: пристенного, глубинного, пластового дренажа, и, естественно, системы поверхностного осушения. Сооружение дренажа планируют до начала работ и проводят монтаж во время строительства.
Колодец из покрышек своими руками: пошаговая схема септика из шин
При прокладке инженерных коммуникаций в загородном доме важную роль играет обустройство канализации. Главным ее элементом является септик, в который будут направляться все стоки.
Существует несколько технологий, позволяющих соорудить отстойник. Предлагаем рассмотреть, как сделать септик из покрышек.
Канализация из шин: плюсы и минусы
Колодец из покрышек имеет свои технические особенности. Положительные и отрицательные стороны:
Плюсы | Минусы |
Минимальные инвестиции | Резина подвергается негативному воздействию агрессивной среды |
Простой монтаж. Возможно все работы выполнить своими руками | Из-за пучения или движения грунта высокая вероятность разгерметизации. Это случится, если нарушена технология монтажных работ |
Средний эксплуатационный срок составляет 15 лет | Невозможно произвести ремонт. Если конструкция выходит из строя, то приходится сооружать новую |
Позже может появиться неприятный запах резины. |
Особенности конструкции
Данный канализационное устройство будет нуждаться в откачке по мере оседания твердых частиц и его заполнения.
Сама конструкция состоит из двух сооружений, расположенных рядом. Дно емкости обязательно засыпается слоем из щебня и песка. Нередко могут обустраиваться дополнительные фильтрационные поля.
Колодец из автомобильных шин должен соответствовать таким требованиям:
- Чтобы не нарушить его герметизацию, глубина шахты не должна быть большой.
- От уровня поверхности глубина залегания грунтовых вод должна быть не меньше 5 метров.
- Рекомендовано перерабатывать несильно загрязненные стоки. Например, умывальники, стиральные машины, ванны, бани, душевые кабины и прочее.
Где можно взять, какие лучше использовать?
Есть несколько источников, где взять бесплатно автошину. Например, можно обратиться в сервис по техобслуживанию автомобилей. Нередко их там выбрасывают.
Также можно обратиться на завод по их утилизации. Хотя здесь бесплатно вам их никто не отдаст, но по дешевке купить получится. Возможно, ваш сосед или знакомый меняет автомобильные колеса. Можно попросить и забрать ненужные покрышки.
Ориентир в выборе автомобильных шин для септика, делается, исходя из потребностей и предполагаемого объема стоков. Если речь идет о резине с легкового транспорта, то потребуется до 8 шт, с крупной техники, может быть достаточно и 5 шт.
Правильное место
Следует отталкиваться от существующих норм и стандартов:
- От дома септик должен находиться на расстоянии не ближе 5 м. В противном случае это приведет к подмыванию фундамента.
- От питьевого колодца должно быть не меньше 30 м. Если почва преимущественно глинистая, то минимальное расстояние 25 м.
- От растущих деревьев и кустарников – на расстоянии не ближе 3 м.
- До забора, разграничивающего соседей, – не ближе чем 2 м.
- Слив должен находиться в месте, куда сможет подъехать ассенизаторская машина.
Инструменты и материалы
Чтобы выкопать яму под автомобильные колеса, потребуется такой инструмент:
- Лопата.
- Ведро.
- Тачка для вывоза земли.
- Надежная веревка для поднятия грунта.
- Лестница для подъема из септика.
Для монтажных работ нужно подготовить:
- Лобзик.
- Проволоку.
- Герметик (жидкий).
- Емкость для замеса бетонной подушки.
- Люк.
- Материал для обустройства крышки люка.
- Дрель.
- Болгарку.
Как сделать своими руками
Изготавливая канализацию из покрышек, следует учесть советы и рекомендации:
- На семью из трех человек рекомендованное количество шин 7 штук.
- В процессе, желательно опускать шину в яму, чтобы сразу видеть, где есть расхождения и с какой стороны необходимо удалить грунт.
- Чтобы выравнивать стенки котлована, используется штыковая лопата.
- Построить отстойник лучше всего с подветренной стороны, чтобы исключить попадание неприятных запахов в дом.
- Близкое расположение ямы к дому требует установки высокой трубы, чтобы все неприятные запахи поднимались выше уровня окон. В среднем она должна превышать постройку на 0,6 м, если речь идет о близком расположении.
- Обязательно устанавливается крышка, чтобы контролировать уровень стоков.
- Сточный септик из покрышек рекомендуется использовать только для слабозагрязненных стоков.
Необходимо четко следовать инструкции и рекомендациям. В то же время многие дачники допускают распространенные ошибки, приводящие к снижению эффективности сооружения.
Например, некоторые устанавливают перфорированную трубу в маленькую скважину. При таком случае стоки не будут проходить дополнительную фильтрацию. Более того, это также негативно скажется и на загрязнении окружающего грунта.
Этапы проведения работ
Предлагаем пошагово рассмотреть три варианта изготовления септика из колес:
- С фильтрующей системой.
- С отстойником и фильтрующим (поглотительным) колодцем.
- С фильтрующей системой и дренажной трубой.
С фильтрующей системой
Это наиболее дешевый вариант обустройства отстойника с использованием покрышек от автомобиля. Выкапывается котлован, укладываются шины, и подготавливается дно. Принцип сводится к следующему:
- Стоки направляются по трубопроводу в септик.
- Изготовленный дренажный слой из щебня останавливает твердые включения.
- В грунт проникает только вода.
Данное устройство имеет свои отрицательные стороны. Недопустимо сюда направлять стоки с фекальными массами. Можно сливать только воду из душа, раковины/умывальника, стиральной машины и прочее.
Но это можно исправить путем обеспечения герметичности стенок и убрав дренажный слой. В таком случае септик можно использовать для сбора стоков разного характера.
Однако регулярно следует осуществлять откачку сбросов.
Схема постройки кирпичного септика своими руками
С другой стороны, сделать такой септик легко и просто. Но при этом все равно образуется иловый слой, который постепенно увеличивается, и фильтровать стоки дренаж уже не будет.
Процесс изготовления:
- Выкапывается котлован.
- Одну на одну укладываются покрышки.
- Предварительно дно засыпается щебнем.
- Сверху сооружается крышка, и устанавливается люк.
С отстойником и фильтрующим колодцем
Данный колодезный септик из покрышек сложнее в реализации, так как сооружается две емкости. В одной происходит отстаивание, в другой осуществляется фильтрация стоков после перелива. Далее они попадают в грунт.
Принцип действия данного отстойника сводится к следующему:
- Стоки попадают в первую емкость.
- На одно постепенно оседают твердые и тяжелые включения.
- По смежной трубе во вторую емкость попадают легкие включения и вся жидкая масса.
- Здесь происходит процесс фильтрации благодаря слоям из гравия и песка. Только после этого вода поступает в грунт.
- Посредством щебня задерживаются легкие фракции стоков.
Откачку не придется осуществлять часто, ведь налаживается качественная схема перелива и фильтрация всех сточных вод. Здесь процесс монтажа сводится к следующему:
- Выкапывается котлован соответствующего диаметра.
- На дно насыпается слой песка и щебня.
- Рядом выкапывается второй котлован, и изготавливается аналогичная подушка.
- Между емкостями следует проложить трубу под соответствующим углом.
- По ней будет осуществляться перелив.
- При укладке шин необходимо вырезать соответствующие отверстия для монтажа трубы.
- Соединения трубы с покрышкой должны быть герметичными. Для этого используется жидкая мастика и специальные герметики.
- Также все соединения между колесами должны быть герметичными. Поэтому обязательно используется специальный герметик.
- Обязательно устанавливается фановая труба, посредством которой из емкости удаляются неприятные запахи.
- Обустраивается люк для возможной откачки всех масс.
С фильтрующей системой и дренажной трубой
Использование резины для организации септика на дачном участке, – емкости с выводом, как показала практика, – это не самое лучшее решение. В работе всей системы дренажная труба особо важной роли не выполняет.
Принцип этой системы сводится к следующему:
- В емкость стекают все стоки.
- Все вещества, которые имеют большую и твердую фракцию, оседают на дренажном слое из щебня.
- Далее очищенная вода по дренажной трубе направляется к щебню и грунту.
Устройство септика при высоком уровне грунтовых вод
Основная функция трубы сводится к тому, чтобы отводить все стоки из колодца. За счет этого исключается наполнение щебня илом. С другой стороны, она сравнительно быстро забивается и выходит из строя. Поэтому делают ее крайне редко.
Совет! Независимо от вида ямы, особое внимание стоит уделить скреплению шин. В момент пучения или движения грунта они могут сдвинуться. Для предотвращения этого рекомендуется скреплять между собой покрышки проволокой или стяжками.
Также для увеличения полезного внутреннего объема можно обрезать края колесных шин. В местах срезов обязательно продеваются затяжки или проволока, а все стыки промазываются специальным герметиком. Смотрите на фото:
Чтобы продеть затяжки, предварительно потребуется дрелью просверлить соответствующие отверстия. Сделать их по-другому представляет собой сложную задачу. В целом инструкция сборки емкости стандартная во всех случаях.
Важным элементом является крышка, которая позволит обслуживать слив. Можно приобрести полимерные люки. Их диаметр должен быть соответствующим, чтобы можно было установить на верхнюю покрышку. Поэтому самую последнюю шину обрезать не придется.
Эксплуатация и обслуживание
Если вы изготовили самодельный септик, то для продолжительной эксплуатации крайне важно производить время от времени его обслуживание.
Прежде всего рекомендуется проверять уровень стоков. Это важно, чтобы поддерживать емкость в рабочем состоянии. Если через какое то время вы заметили, что данного объема на частный дом не хватает, можно выкопать вторую емкость и модернизировать существующий приемный колодец.
Если необходимо, то выполняется откачка воды. Можно подождать, пока крупные частицы осядут и откачать все фекальным насосом. Если имеется отстойник и стоки сравнительно чистые, то воду можно использовать для полива огорода. Но в этом случае должен быть слив только серой массы, исключив фекальную. Схема изготовления подобного септика была подробно описана выше.
Когда откачать возможности нет, то можно использовать специальные бактерии, которые будут расщеплять и растворять всевозможные стоки. Или вызвать машину для откачки, если объем стоков большой.
Плюс ко всему в процессе эксплуатации возникает потребность проверять герметичность соединения колес. Это очень важно, чтобы исключить вероятность загрязнения окружающей среды.
Вывод
Не нужно быть специалистом, чтобы сделать колодец из покрышек от автомобиля. Поэтапно следуя всем рекомендациям в этой статье, вы достигнете положительного результата.
Также дополнить теорию можно просмотром подготовленного видео. Все это поможет справиться с поставленной задачей и обеспечить частный дом необходимыми коммуникациями.
Главное, все работы выполняются своими руками, а это экономия семейного бюджета на вызове специалистов.
Как сделать колодец из покрышек своими руками?
Дачники часто сталкиваются с проблемой отключения воды. Ситуация не из приятных, но выход для владельцев земельных наделов есть – колодец из покрышек своими руками. С ним ничем не будет омрачено пребывание за городом и станет легким полив.
https://www.youtube.com/watch?v=Xwrx7yEDue8\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D
Иметь на своем участке источник с живительной влагой, мечтает каждый.
Создать колодец из покрышек своими руками — не слишком хлопотное дело. Также «постройка» не займет много времени, но усилий потребует. Строительство источника делят на два этапа – устройство шахты и дна. И, конечно, позаботиться нужно о навесе, который предотвратит попадание в колодец из покрышек загрязнений, ухудшающих качество воды.
Поиск правильного места для строительства колодца
Прежде чем приступить к строительству колодца из покрышек своими руками, нужно отыскать место, где вода находится на одном и том же уровне (на площади в несколько метров квадратных).
Важно ее количество и качество. Копать разрешается на расстоянии не менее 50 метров (санитарная зона) от источников загрязнения почвы, т.е.
куч навоза, которые обязательно имеются на участках, туалетов, мест выгула животных, поскольку в источник обязательно попадут бытовые стоки, что воду сделает не просто вонючей и невкусной, но и опасной.
От дома колодец, сделанный из покрышек своими руками, располагают на расстоянии не менее 5 метров.
Важно проанализировать качество найденных вод. Если есть на участке постройки, должны быть и результаты геологоразведки о глубине залегания водяного слоя. Если они отсутствуют, на них нужно потратиться, поскольку только эта процедура даст точные данные.
Разновидности канализации из покрышек
Существует несколько вариантов резервуаров из покрышек. Каждый из септиков характеризуется своими особенностями.
Принято различать три вида сооружений из колес:
- В системе присутствует фильтрующая система;
- Сооружение включает поглотительный колодец и отстойник;
- Помимо фильтрующей системы, предусмотрена дренажная труба.
При выборе конструкции следует руководствоваться количеством сточной жидкости. Так, для большой семьи лучше сделать септик, в котором предусмотрен отстойник.
Особенности функционирования резервуара с системой фильтрации:
- Изначально сточная вода попадает в емкость;
- Нерастворимую часть стоков задерживает специальный дренажный слой;
- Жидкость, прошедшая фильтрацию, уходит в землю.
Септик с фильтрацией не предназначен для переработки фекальных масс. Это сооружение должно быть использовано только для сбора загрязненной жидкости после стирки, мытья посуды и др.
Резервуар с фильтрацией и отстойником считается более долговечным. После поступления жидкости в канализацию (первую емкость) крупные составляющие задерживаются в отстойнике. Остальная более жидкая часть проникает в фильтрующую емкость. Такая конструкция является наиболее экологичным вариантом. Однако септик требует регулярного откачивания сточной жидкости.
Какой глубины должна быть яма
Глубина ямы напрямую зависит от функции, которую выполнять будет колодец. Если он сооружается для запаса воды в случае нестандартной ситуации, достаточно выкопать яму в 2,5-3 метра. Для строительства полноценной скважины, которую наполняют подземные воды, копать придется вглубь на 9 метров. В последнем случае, важно проводить работы с особой аккуратностью, чтобы не обвалились стенки.
Дренажный колодец из покрышек
В разделе: Коттедж | и в подразделах: дом, экстерьер. | Автор-компилятор статьи: Лев Александрович Дебаркадер
Продолжаем раздел “Коттедж” и подраздел “Дом” статьёй про колодец, дренажную яму и септик из шин. В статье мы расскажем и покажем, как старые автомобильные покрышки (найденные забесплатно) легко и эффективно заменяют дорогие бетонные кольца.
Колодец, дренажная яма и септик из шин объединены в одну статью, так как принцип их изготовления совершенно одинаков. Отличаются только некоторые технические детали. Ну и месторасположение желательно
Итак, интересные отличия колодца, дренажной ямы и септика с точки зрения водоупорных грунтов и водоносных слоёв:
Колодец (в идеале) располагается вплотную над водоупорным горизонтом и углубляется в водоносный слой. Вода затекает в колодец и не вытекает из него.
Дренажная яма проходит водоупорный горизонт (по-возможности) или не доходит ни до него, ни до подземной воды. Вода затекает в дренажную яму и легко вытекает снизу (поскольку её не подпирает водоупорный горизонт или подземные воды ). Простейший вариант дренажной ямы:
1 — водоупорный (глинистый) слой; 2 — гравий; 3 — дренажная труба; 4 — водопоглощающий слой; 5 — грунтовые воды. Шины делают дренажную яму более ёмкой.
Однокамерный септик, он же сливная яма – один в один дренажная яма, только дно обычно бетонируется (или просто самостоятельно забивается массами). Задача ямы – накопить и хоть что-то слить, чтобы реже выкачивать.
Двухкамерный септик – это ещё одна камера вдобавок к однокамерному септику, где задерживаются разнообразные массы. Эта камера делается более изолированной, её задача – накопить и биологически переработать отходы. Вторая камера служит для удаления воды из первой камеры и слива её в почву.
https://www.youtube.com/watch?v=VT275sKINqs\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D
Именно поэтому колодец и дренажная яма / септик не ставятся рядом друг с другом.
Для большего удобства назовём обычный колодец накапливающим, а остальные типы – поглощающими.
Технология создания колодца из шин
Рассмотрим общий принцип создания колодца из шин вне зависимости от функции.
Материал: старые автомобильные покрышки.
Цель покрышек – не дать осыпаться стенкам колодца (обычно это делают из бетонных колец; раньше делали из брёвен). Кстати, именно поэтому колодец – колодец, от слова “колода”.
Яму следует выкопать несколько большую, чем покрышки. На дно колодца насыпают крупнозернистый гравий слоем не менее 250-300 миллиметров, а затем укладывают друг на друга не менее четырех-пяти покрышек.
Чтобы шины не смещались относительно друг друга, после установки первой можно вбить четыре направляющих кола.
Как покрасить деревянное окно самостоятельно (ч.2)
Совет: отверстия в шинах лучше делать ножом, смоченным в мыльной воде.
Особенности накопительного колодца из шин:
Очень большое значение имеет правильный выбор места для колодца. Если колодец вырыт по-центру участка, то:
- Во-первых, вода с участка равномерно просачивается и собирается в колодце.
- Во-вторых, для раздачи воды из колодца в любую точку участка требуются шланги меньшей длины.
- Такое расположение колодца позволяет в кратчайшее время осушать участок во время сильных дождей и особенно после таяния снега весной путем откачки воды в обводную канаву.
Совет по выбору места для колодца:
По краям подводных рек, узкими полосками вдоль редко меняющихся русел, любят располагаться средневысокие степные сухостойные травы, здесь они наиболее сочные и пряные, а деревья и влаголюбивые растения, вопреки всеобщему мнению, в таких местах хилые и редко произрастающие. То ли это связано с магнитными полями, электрическим током или какими другими невидными природными проявлениями – не важно, факт остается фактом, притягиваются «противоположности».
- Также можно воспользоваться советами статьи “Биолокация подземной воды”
- Верхние водоносные слои в крупнохолмистых областях располагаются на глубине от трех до восьми-девяти метров.
- Просчитав нужное количество автомобильных шин (по максимуму), обязательно обзаведясь ими (только в этом порядке) начинаем копать.
Шины предварительно обрабатываем нетоксичным битумным лаком. Это проделывается для повышения срока эксплуатации автомобильной резины и полного предотвращения попадания вредных веществ, выделяющихся при длительном контакте технической резины с водой (особенно жесткой, которая часто бывает на небольших глубинах).
В случае тщательной обработки шин очень плотным слоем битума, можно, набирая, сцепить их между собой специальным резиновым антисептическим и стойким к водной среде клеем, что значительно повысит прочность полученной конструкции.
При установке каждой шины по бокам засыпайте щебень, битый кирпич – для улучшения дренажа колодца и исключения заиливания.
Докопавшись до очень влажной породы (окно делаем сантиметров на двадцать в диаметре больше, для последующей засыпки и утрамбовки глиняного «кожуха»), быстро углубляемся еще сантиметров на тридцать, и срочно засыпаем на дно сантиметров пятьдесят, предварительно очищенного гранитного щебня средней фракции, и укрепляем два нижних шинных кольца. (Их лучше склеить и подсушить, если вы на это все-таки решились, еще наверху).
Остальные шины выкладываем аналогично, каждую «заворачивая» в глину. Над уровнем земли колодец обычно поднимают на сантиметров семьдесят, делают крышу и дверцы, механизм для поднятия воды или ее автоматической выкачки.
Дно колодца засыпать щебнем, галькой и слоем песка. Это специфический обратный фильтр для воды; так вода будет чище.
Вокруг колодца делается отмостка. Простейшая – трамбовка и полив щебёнки. Более сложная – трамбованная глина (чтобы дождевая вода не просачивалась). Ещё более сложная – обычная цементная отмостка.
- Схема накопительного колодца из шин:
- 1 — направляющие колья; 2 — галька, гравий, щебень; 3 — песок; 4 — вода; 5 — шины; 6 — насос в сборе; 7 — резиновый жгут; 8 — шпагат; 9 — дренажные отверстия боковин; 10 — брусок для подвески насоса; 11 — шланг; 12— клапан в шине; 13— крышка; 14 — электрокабель.
- Чтобы вибрация насоса была минимальной, его можно подвесить на резиновый жгут.
Особенности поглощающего колодца из шин:
Сливную трубу можно ввести между первой и второй покрышками или же в отверстие, вырезанное во второй сверху покрышке. Если трубу проводят между покрышками, желательно в каждой из них вырезать полуотверстие. В один колодец можно провести несколько труб.
https://www.youtube.com/watch?v=uowMylzIaws\u0026pp=ygXnAtCa0L7Qu9C-0LTQtdGGINC40Lcg0YjQuNC9OiDQv9C70Y7RgdGLINC4INC80LjQvdGD0YHRiyDRgNC10LfQtdGA0LLRg9Cw0YDQsCwg0L7RgdC-0LHQtdC90L3QvtGB0YLQuCDQstGL0LHQvtGA0LAg0L_QvtC60YDRi9GI0LXQuiwg0L_QvtC00YXQvtC00Y_RidC10LPQviDQvNC10YHRgtCwLCDQuNC90YHRgtGA0YPQutGG0LjRjyDQv9C-INC40LfQs9C-0YLQvtCy0LvQtdC90LjRjiDRgdCy0L7QuNC80Lgg0YDRg9C60LDQvNC4ICjRgSDRhNC40LvRjNGC0YDQvtC8LCDQvtGC0YHRgtC-0LnQvdC40LrQvtC8LCDQtNGA0LXQvdCw0LbQvdC-0Lkg0YLRgNGD0LHQvtC5KSwg0YPRhdC-0LQg0Lgg0L7QsdGB0LvRg9C20LjQstCw0L3QuNC1
Чтобы колодец меньше засорялся, необходимо на раковинах иметь обычные отстойники, а на сливных люках в бане или душевой – фильтрующую решетку, защищающую сток от мусора и листьев. Колодец легко демонтируется, его легко перенести на любое место участка, можно вырыть его и под грядкой и под дорожкой.
Некоторые думают, что мыльная вода, скапливающаяся в колодце, вредна для сада и огорода. Наоборот, для кислых почв мыльная (щелочная) среда даже полезна. Но это не относится к воде из-под стиральных порошков.
Материалы и инструменты для устройства источника
Определившись с местом, запасаются:
- нужным количеством шин;
- щебнем;
- брусками;
- доской;
- лаком битумным;
- антисептическим клеем;
- гвоздями.
Из инструментов не обойтись без:
- острого ножа;
- молотка;
- лопаты.
Обычно для колодца метровой глубины достаточно 4-5 автомобильных покрышек любого размера. Исходя из этого, легко просчитать, сколько их нужно, чтобы сделать колодец из покрышек любой глубины.
Выбор места
Канализационная яма из покрышек размещается с учетом санитарных норм и правил:
- Конструкцию размещают не ближе 10 метров к жилым строениям.
- До источников питьевой воды должно быть не меньше 50 метров.
- Не меньше 5 метров следует отступить от огородов и плодовых деревьев.
- Грунтовые воды на месте колодца должны располагаться на уровне 5 метров.
- Для откачки сточной жидкости обеспечивают свободный подъезд ассенизатору.
Пошаговая инструкция для строительства источника из шин
- В шинах следует увеличить внутренний диаметр. Для этого вырезают кольцо в 5 сантиметрах от протектора, пользуясь ножом, лезвие которого рекомендуется смазывать маслом или мылом, чтобы оно скользило легче. Можно также для этой операции пользоваться ножовкой по металлу. Болгарку тоже используют, но она неопытному мастеру не подойдет. Перекусить металлические волокна (или композитные), армирующие покрышки изнутри, можно кусачками.
- Далее шины моют щеткой и обрабатывают битумным лаком. Это помогает увеличить срок их службы и предотвратить попадание в воду вредных веществ;
- Следующий шаг – подготовка ямы. Ее диаметр должен быть дольше, чем диаметр шин на 20 сантиметров. На днище насыпают щебень, прослойка которого по ширине составляет 40 сантиметров. На него опускают первую шину, по бокам которой с четырех сторон вбивают бруски, чтобы не смещались покрышки последующие. Рекомендуется между ними укладывать обрезки резины, толщина которой 2 см;
- Уложив друг на друга все покрышки, заполняют щебнем или керамзитом пространство, получившееся между ними и почвой. Иногда встречаются рекомендации установки бетонных колец в нижней части колодца, которые сделают удобнее и проще чистку в будущем;
- Чтобы конструкции придать прочность, шины между собой склеивают резиновым клеем, поскольку у него основной характеристикой является влагостойкость.
- Источник должен возвышаться над поверхностью земли не менее, чем на 70 сантиметров. Между возвышающимися автошинами прокладки из резины не нужны;
- Вокруг такого сооружения должно быть водонепроницаемое покрытие. Наиболее экономичным и простым вариантом является использование щебня. Его нужно тщательно утрамбовать, после чего, залить водой. Использовать можно отмостку из цемента или глины, но выполнить ее будет сложнее.
После этого, строят навес или делают крышку, для чего подойдет доска. В зависимости от личных предпочтений, для облегчения подъема емкости, наполненной водой, монтируют для выкачки автоматическую систему или делают другое приспособление.
Колодец для сбора стоков
Перед тем как сделать колодец из покрышек своими руками, желательно оценить его плюсы и минусы, убедиться в том, что его устройство не навредит окружающей среде.
Достоинства и недостатки
В первую очередь следует учесть, что такие сливные ямы допускается делать при максимальном объеме стоков 1 кубометр в сутки. Или при их периодическом использовании.
Причем сами стоки должны быть «серыми» и не содержать фекальных масс.
То есть, это отличный вариант для обустройства канализации от дачной кухни или бани, но для коттеджа, оборудованного полным набором сантехники, включая унитазы, лучше построить полноценный септик.
Основные достоинства выгребной ямы из старых автомобильных баллонов – это простота изготовления и низкая стоимость. А если у вас есть свои отработанные шины или вам их бесплатно отдали в шиномонтажной мастерской, то цена сооружения при условии самостоятельного изготовления будет стремиться к нулю.
И эти немногочисленные плюсы часто перевешивают большое количество минусов, к которым относятся:
- Недолгий срок эксплуатации.
Решая, как сделать колодец из покрышек, нужно помнить, что прослужит он не более 12-15 лет. Резина не в состоянии долго выдерживать давление грунта и воздействие агрессивных по химическому составу стоков. Поэтому через какое-то время яму придется реконструировать или переносить в другое место.
Время от времени стенки сливного колодца нужно очищать от илистых отложений. А стенки из покрышек обладают сложной конфигурацией, затрудняющей работу.
Даже при качественной заделке стыков между шинами они со временем могут разойтись, выпуская сточные волы в верхние слои грунта. Поэтому вблизи от такого сооружения лучше не сажать съедобные растения. А от него до питьевого колодца или природного водоема должно соблюдаться расстояние от 30 до 50 м в зависимости от проницаемости грунта.
Устройство
Место для сливной ямы выбирают на удалении от дома или бани 3-10 метров. Меньше делать не рекомендуется, больше – можно.
Инструкция, как сделать колодец из шин своими руками, состоит из следующих шагов:
- Земляные работы включают в себя рытье котлована для установки покрышек и траншеи для прокладки канализационной трубы.
- Яму роют достаточно просторную, чтобы вокруг колес оставалось место для обратной засыпки щебнем.
- Глубина зависит от диаметра шин и расчетного количества стоков: обычно она не превышает высоты 6-8 покрышек от легкового автомобиля.
- Траншею копают с уклоном 2% от дома в сторону ямы, её дно выравнивают песком.
Как видите, при наличии шин расходы потребуются только на приобретение герметика и крепежных элементов.
Преимущества источника из автошин
Их у изделия из покрышек своими руками много:
- оно экономично;
- в нем не цветет вода;
- на стенках плесень и слизь не образуется;
- в сравнении с другими колодца, у него выше столб воды;
- запах резины отсутствует благодаря использованию щебня.
Недостаток у него единственный – глубина не может быть более 9 метров из-за неукрепленных стен ямы.
Как сделать дренажный колодец из покрышек
Колодец дренажный из покрышек является одним из простых вариантов обустройства дренажной системы на загородном участке. Сам по себе дренаж выполняет вполне конкретную задачу, защищая землю и различные сооружения от чрезмерной влаги.
Элементы этой системы могут изготавливаться разными способами, в т.ч. из специальных покупных деталей, предназначенных именно для такой цели, или из подручных средств.
Естественно, что в последнем случае удается значительно снизить затраты, а если еще и все делать своими руками, то система вообще обойдется очень дешево, при этом функционально она ничего не потеряет.